история глазами ветеранов УАЗ

Ответить
  • Реклама

Аватара пользователя
Boni
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 12150
.: http://vk.com/boni29
Благодарил (а): 330 раз
Поблагодарили: 618 раз
Контактная информация:

история глазами ветеранов УАЗ

Непрочитанное сообщение Boni » 24 ноя 2015, 10:04

В истории автомобилей – история конструкторской школы УАЗ
из газеты "панорама УАЗ"

История Ульяновского автомобильного завода уходит корнями в прошлое столетие. Когда фактически на
голом месте из складских помещений и перевезенного оборудования московского Завода им. Сталина выросло крупнейшее автомобильное предприятие России. И за каждой разработкой УАЗа стоят коллективы - конструкторов, испытателей, дизайнеров, внесших неоценимый вклад в общее дело. УГК – 70. И этот материал посвящен тем, кто проектировал, создавал и испытывал уникальные внедорожники и продолжает совершенствовать автомобили, создавая славу Ульяновскому автомобильному заводу.

Создание отдела главного конструктора

История конструкторской школы УАЗ началась летом 1945 года, когда строящийся в Ульяновске завод приступил к освоению производства и модернизации полуторатонных грузовиков «ГАЗ-АА». Осенью вместе с первыми партиями различного оборудования и технической документацией в Ульяновск прибыла группа специалистов с Горьковского автомобильного завода. В июне 1947 года встал вопрос об ускорении строительства главного конвейера. Первый автомобиль вышел из ворот цеха 26 октября 1947 года.
Летом 1955 года приказом министра автомобильной промышленности СССР Ульяновскому автозаводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» и прицепов к ним. Первые партии автомобилей отправили на целину для обслуживания работников сельского хозяйства. В условиях бездорожья эти машины и приобрели признательность и популярность. Они сходили с конвейера в общей сложности 20 лет. В 1954 году на заводе создается отдел главного конструктора (ОГК). Вначале это была небольшая группа под руководством И.А. Давыдова, которая принимала с ГАЗа документацию и передавала ее после обработки и комплектования в технологический отдел. С приходом молодых специалистов начинается разработка
новых автомобилей семейства «УАЗ». Их первые опытные образцы были собраны еще в 1955 году. К этому времени отдел пополнился высококвалифицированными специалистами, и возглавил его П.И. Музюкин, лауреат Государственной премии (за «ГАЗ-69»).

«УАЗ-450»

Первой разработкой ОГК стал санитарный автомобиль «УАЗ-450». Из десятков набросков кузова на утверждение в Москву было решено везти эскиз, который еще только зарождался на кальке. Уже через два дня стало известно, что его утвердил Минавтопром СССР. В этом эскизе конструкторы отказались
от скошенных к задней части линий крыши и боковин, плоского лобового стекла.
Изображение
Но по вопросу о компоновке новой машины мнения разошлись. Появился проект довольно привлекательного на вид
компактного «вагонника» с задним расположением двигателя. Победила точка зрения конструкторов, настаивающих на классической форме машины. Была найдена конфигурация кузова, которая оставалась практически неизменной в последующих базовых моделях: вагонная компоновка с плавными обводами,
гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, несколько носилочных и посадочных мест в
Изображениесалоне, два ведущих моста и мягкая подвеска – все это означало своеобразную революцию в автомобильной технике. Во всем мире тогда не нашлось достойного конкурента этой модели.

Модельный ряд «УАЗ-450»

С учетом требований потребителя ОГК разрабатывает новые узлы и агрегаты. Наряду с санитарным автомобилем, создается малотоннажный грузовичок «УАЗ-450Д». В 1960 году группа конструкторов получила авторское свидетельство на изобретение толкающего штангового конвейера. Его применение позволило использовать весь объем здания и подвал, организовать транспортировку основных узлов автомобиля в заданном направлении, создать висячие склады для их размещения и питания рабочих мест.
Преодолевая трудности, коллектив УАЗа готовился к массовому производству новых машин. Уже в 1961 году начинается серийный выпуск полноприводного семейства «УАЗ» собственной конструкции:
в народном хозяйстве широко применялись санитарный автомобиль, фургон «УАЗ-451» и грузовик с бортовой платформой «УАЗ-451Д».
В то же время конструкторы усиленно занимаются созданием специализированных машин на базе серийных автомобилей. Так, на базе грузовичка «УАЗ-451Д» был создан снегоходный автомобиль, предназначенный для движения по снежной целине. Вместо передних колес он имел управляемые лыжи, а задний мост
оборудовали резинометаллическими гусеницами. Причем и лыжи, и гусеницы можно было при необходимости заменить обычными колесами. Испытания показали надежность и эффективность
использования таких машин в северных районах страны. На базе серийного «уазика» была создана и другая интересная модель - снегоболотоход с четырьмя гусеничными движителями, хорошо показавший себя во время испытаний. И, как закономерный итог, по решению жюри международной выставки сельскохозяйственной техники, которая состоялась в мае 1966 года в Москве, грузовой автомобиль «УАЗ-452Д» был удостоен высшей оценки – золотой медали.

Разработка «УАЗ-460»

Перед ульяновскими конструкторами было два пути. Первый – создание принципиально нового автомобиля. Второй – использование «ГАЗ-69» в качестве
Изображение Изображение
базовой модели со значительной перекомпоновкой всех основных узлов и радикальным изменением внешних форм. В 1959 году начинается разработка легкового автомобиля «УАЗ-460», который должен был прийти на смену «ГАЗ-69». В жарких спорах со своими коллегами конструкторы приходили к решениям,
которые воплощались в своеобразных формах новых ульяновских автомобилей. Эти годы смело можно назвать расцветом конструкторской мысли. Удалось избавиться от крыльев и других выносных деталей кузова, увеличить внутренний объем салона, подкапотного пространства и собрать опытный автомобиль «УАЗ-460». Создание новых моделей показало, что коллектив ОГК способен самостоятельно решать сложные и ответственные задачи. В 1961 году новый автомобиль «УАЗ-460» уже был в опытных образцах.
Автозаводцы хорошо понимали, какой огромный объем работ предстоит выполнить. Для серийного выпуска автомобилей необходимо было освоить производство новой раздаточной коробки, модернизированных мостов и кузова. Это требовало дальнейшего развития всех видов производства, значительного роста
профессионального мастерства и трудовой сознательности автозаводцев.
http://life.uaz.ru/upload/iblock/d19/d1 ... 6ca616.pdf
продолжение следует.


клуб "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Неудача не делает человека неудачником. Попытка делает его победителем.

Аватара пользователя
Boni
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 12150
.: http://vk.com/boni29
Благодарил (а): 330 раз
Поблагодарили: 618 раз
Контактная информация:

Re: История конструкторской школы УАЗ

Непрочитанное сообщение Boni » 01 дек 2015, 18:57

Автомобили, так и не ставшие серийными

Плавающий «Ягуар»
Конструкторы ульяновских вездеходов давно задумывались о создании машины, способной преодолевать водные преграды. Первые попытки заставить автомобиль «УАЗ-469» держаться на воде относятся еще к концу 60-х годов. Одной из интереснейших разработок стало создание плавающего автомобиля «Ягуар».
Первые четыре «Ягуара» были изготовлены в 1980 году. Основным местом для испытания этих машин стала река Волга.
Изображение
Опытные образцы «Ягуаров» совершили пробег по великой реке от Ульяновска до Астрахани. Эта модель предназначалась для армии, в частности для пограничников. Скорость на воде составляла 8-10 км/ч, а на суше автомобиль разгонялся до 110 км/ч. Он держался на плаву, даже приняв на борт 11 человек и 600 кг груза. Во время приемочных испытаний плавающего «Ягуара» в машину села вся комиссия – 21 человек. До сих пор в мире нет аналогов этому автомобилю. В 1983 году группа конструкторов, принимавших участие в создании «Ягуара», получила правительственную награду.

Спецзаказ для КГБ

Еще одна модель была разработана для пограничников по договору с КГБ. В конце 80-х увидела свет модификация «УАЗ-39071-Баклан».
Изображение
В спецификации внедорожника значилось, что он предназначен для перевозки шести человек и 100 кг радиотехнических средств и спецоборудования. На крыше автомобиля размещались две штанги с фиксаторами для шести пар лыж, в салоне были радиолокационная станция, радиостанция, а также клетка для перевозки розыскной собаки. Кроме этого, штатная версия предусматривала специальные крепления для перевозки ручного пулемета Калашникова, двух автоматов АК- 74 и бинокля ночного видения 1ПН-50. Общее количество «пограничных» автомобилей неизвестно –
их выпуск, как и в случае с «Ягуаром», также совпал с тяжелыми для страны временами.

Электромобили

Опытные конструкторы, инженеры-испытатели увлеклись идеей создания электромобиля – машины, безвредной для окружающей среды. В 1983 году проектированием, производством и первыми испытаниями электромобилей начала заниматься рабочая группа УГК. Были созданы конструкторский отдел электромобилей, специальная лаборатория и научно-исследовательское бюро. Первая партия
электромобилей успешно прошла цикл испытаний на полигоне НАМИ и опытную эксплуатацию на улицах Москвы. Аккумуляторы в этих автомобилях фактически занимали весь фургон, сделанный из дюралюминия. На электричестве «уазик» мог проехать до 70 км. Зарядка аккумулятора до уровня
70% составляла всего один час. Управлять электромобилем, в отличие от бензинового собрата, было легче. В нем не было коробки передач, водитель жал лишь на педали газа и тормоза. Пять первых электромобилей отправились в столицу – в ведомство «Мосгортранса». По одной из версий их хотели использовать для демонстрации возможностей отечественного автопрома перед гостями Олимпиады-80.
Усовершенствованная модель – «УАЗ-3801» - была выпущена в 1980 году. Грузоподъемность автомобиля была увеличена до 650-800 кг, а аккумулятор убралии в специальный отсек – доступ к нему был через люки в бортах. Разгонялся электромобиль до 70 км/ч. Модель признали удачной. На всемирной выставке электромобилей в Филадельфии в 1978 году ульяновская машина была единственной, которая работала на переменном токе. В целом УАЗ произвел 65 электромобилей, которые эксплуатировали в столице до 1987 года.

По прозвищу «Кинг-Конг»

Самой перспективной моделью, которая так и не была запущена в серию, стал «УАЗ3172» (тема «Вагон»). По проекту новый джип для военных был способен перевозить десять человек в снаряжении или тонну
груза. Автомобиль с дорожным просветом в 33 см и пружинной подвеской предполагалось оснастить мощным 120-сильным двигателем объемом 2,4 л, чтобы он мог развивать скорость до 130 км/ч.
Изображение
Две серии образцов благодаря выведенному прямо к крыше воздухозаборнику были способны преодолеть брод глубиной в метр и подняться на самые крутые склоны. Автомобили прошли заводские испытания, однако до госприемки дело не дошло. В конце 1993 года, когда решение о начале серийного производства джипа было утверждено формально, главный заказчик не нашел денег для стартовых инвестиций. Проект был закрыт.

Подвиг инженеров- испытателей УАЗ

Обширна география испытаний ульяновских автомобилей. Наверное, нет уголка, где не знают «уазики» – от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от западных границ до Тихого океана. Немало автопробегов было совершено испытателями в 70-е годы, когда в экстремальных ситуациях проявлялись все новые качества лучших советских «вагонников» и джипов. Четыре с половиной месяца продолжался в 1973 году автопробег на двух автомобилях «УАЗ-469» по маршруту Москва — Магадан — Москва. Это был
настоящий трудовой подвиг, когда автомобили, еще два месяца назад начавшие сходить с конвейера, отправились в пробег по просторам нашей Родины. Водители-испытатели Ульяновского автозавода преодолели около 40 тысяч километров и успешно вернулись на автозавод. В августе 1974 года три серийных «УАЗ-469» поднялись по склону Эльбруса на высоту более четырех тысяч метров над уровнем моря. Этот высокогорный маршрут покорился только «уазикам». В 1974 году из поездки по десяти странам Европы возвратилась колонна ульяновских машин. Автобус, грузовик, фургон и вездеход «УАЗ-469» входили в состав передвижной выставки советских автомобилей, посетивших свыше пятидесяти европейских городов. Управляли «УАЗами» опытные водители и инженеры-испытатели.

Разработки научно- технического центра УАЗ
Строится новый корпус испытательного комплекса, дизайн-центр, расширяется испытательная база, ведутся испытания автомобилей «УАЗ-3160» и «УАЗ-3162». В 1987 году УГК преобразовывается в научно-технический центр. В 1998 году с конвейера сходит разработанный специалистами УГК новый автомобиль –
«УАЗ-3160». Примененные технические решения позволили повысить надежность, увеличили ресурс
до 220 тыс. км. Установка новых двигателей, как бензиновых, так и дизельных, снизила расход топлива до 14 литров на 100 км. Продолжается модернизация модельного ряда «УАЗ-469», создаются автомобили повышенной комфортности «УАЗ-31514», «УАЗ-31518». С 2001 года УГК работает над автомобилем «УАЗ-3163», ведутся дорожные испытания пикапа, создаются концепты минивэна и «Фермера». 2005-й – год рождения одной из основных моделей УАЗ, открывшей новую страницу в истории российской промышленности, - внедорожника «УАЗ- Патриот». В дальнейшем на конвейер ставится «УАЗ-Пикап».
На замену «УАЗ-469» приходит «УАЗ-Хантер». Коллектив конструкторской школы продолжает трудиться
над модернизацией автомобилей семейства «УАЗ-Патриот». В итоге обновленный в 2015 году «УАЗ- Патриот» узнать довольно сложно: он изменился как внешне, так и внутренне. И по сей день первоочередной задачей коллектива управления главного конструктора является процесс модернизации
автомобилей для повышения их безопасности, снижения материалоемкости и трудоемкости изготовления, приведения в соответствие со все более жесткими государственными стандартами и международными требованиями. В результате по проходимости, надежности, простоте обслуживания и неприхотливости ульяновские вездеходы превосходят многие зарубежные аналоги. Спасибо вам, дорогие наши изобретатели и проектировщики, испытатели и автогонщики, ветераны отрасли, за ваши светлые идеи, кропотливый труд и суровые испытания прославивших Ульяновский автомобильный завод автомобилей.

http://life.uaz.ru/upload/iblock/ef4/ef ... e4a277.pdf


клуб "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Неудача не делает человека неудачником. Попытка делает его победителем.

Аватара пользователя
Boni
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 12150
.: http://vk.com/boni29
Благодарил (а): 330 раз
Поблагодарили: 618 раз
Контактная информация:

Re: история глазами ветеранов УАЗ

Непрочитанное сообщение Boni » 18 дек 2015, 11:24

Воспоминания о зеленом «Труженике»

60 лет назад на Ульяновском автозаводе началось производство автомобилей повышенной проходимости
семейства «ГАЗ-69».


В бюллетене агентства «Антара» от 26.06.1958 года было отмечено: «Русский джип «ГАЗ», корпус которого сделан из стали, высоко сидит на колесах и очень хорош для использования в холмистой местности, по грязи и по каменистой дороге. Он обладает исключительной скоростью, что получило подтверждение во время 4000-километрового безостановочного пробега, когда автомобили останавливались лишь для заправки
бензином, маслом и водой. В этих испытаниях советские джипы показали свое преимущество»
.

Изображение
Автомобиль «ГАЗ-69-68». Заднее окно большего размера и два дополнительных боковых окна на каждой стороне.

Автомобили «ГАЗ-69» (грузопассажирский) и «ГАЗ-69А» (легковой), а также одноосный прицеп к ним – «ГАЗ-704» – были разработаны конструкторско- экспериментальным отделом (КЭО) ГАЗа и поставлены на
поток в городе Горьком в 1953 году. Производство автомобилей на ГАЗе было размещено на временных площадях. Они предназначались для замены ранее выпускаемого полноприводного легкового автомобиля
«ГАЗ-67Б». В те годы я учился в Горьковском индустриальном институте имени А.А. Жданова, и опытные
образцы «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» можно было увидеть на праздничных демонстрациях и улицах города с надписью на боковине капота «Труженик». Летом 1955 года приказом министра автопрома СССР было
поручено освоить выпуск этих моделей УАЗу. Подготовка к передаче производства началась
еще в 1954 году - с изготовления на УАЗе в конце года наладочной партии. Для принятия конструкторской
документации (КД) с ГАЗа при КЭО УАЗ была организована специальная конструкторская группа из пяти человек, которую возглавлял И.А. Давыдов. В нее входил Л.А. Старцев, который непосредственно выезжал на ГАЗ для приемки КД. В 1955 году в эту группу вошли молодые специалисты В.М. Кутиков, ко-
торый стал заниматься эксплуатационной документацией, и З.И. Стильбанс, ставший ведущим конструктором автомобилей. Конвейер для сборки автомобилей заводу пришлось строить заново в прессовом корпусе вдоль его северной стороны, так как корпус главного конвейера, где раньше собирались полуторки «ГАЗ-ММ», был занят в 1951 году изделиями спецпроизводства. Первые 10 автомобилей были собраны к 1 января 1955 года полностью из комплектующих изделий, привезенных с ГАЗа. В том же году автомобили начали сходить с линии главного конвейера. Вначале выпуск этих
машин шел параллельно с выпуском ГАЗа. В 1956 году ГАЗ полностью передал их производство на Ульяновский автозавод. С этого времени начался новый этап в жизни нашего предприятия. Конструкторы приступили к разработке новых моделей автомобилей марки «УАЗ» – это «УАЗ-450», в котором максимально использовалось шасси «ГАЗ-69», и «УАЗ-469», в основе которого по результатам проведения многочисленных поисковых опытных работ была сохранена хорошо зарекомендовавшая себя классическая
компоновка «ГАЗ-69». Автомобили-вездеходы «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» очень быстро завоевали широкую популярность среди автомобилистов и были очень востребованы как в нашей стране, так и за рубежом.
Говорили, что их распределял по ведомствам сам председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин.
Автомобили на экспорт начали поставляться практически с 1956 года. Экспорту придавалось очень большое значение. Существовало несколько экспортных исполнений автомобилей. На такие машины устанавливался двигатель повышенной мощности (62-65 л. с. вместо 52-55 л. с. для народно-хозяйственного исполнения). Большими партиями, преимущественно для оснащения Вооруженных Сил, они поставлялись в Индонезию, Ирак, Афганистан, Алжир, Египет и другие страны. Для обучения и оказания помощи местным автомеханикам заводом направлялись целые группы специалистов из производств и технических служб. В
1960 году меня тоже направляли в Индонезию с целью изучения и обобщения опыта эксплуатации
автомобилей «ГАЗ-69». Предварительно автомобили там проходили сравнительные испытания с другими автомобилями такого типа, а в печати по их результатам развертывались дебаты об экономической
и эксплуатационно-технической целесообразности их закупок. Оценки конструкции и эксплуатационных возможностей наших автомобилей в основном были положительные. Особо отмечалась их прочность и выносливость Практически одновременно с началом выпуска автомобилей «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» Ульяновский автомобильный завод стал разрабатывать для их замены в перспективе новые автомобили
– «УАЗ-469» и «УАЗ-469Б». Однако их внедрение затянулось на долгие годы (до декабря 1972 года) по технологическим и производственным причинам. Тогда генеральный директор И.Д. Маслов принимает решение провести модернизацию автомобилей «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» для повышения их технических показателей до уровня «УАЗ-469» и «УАЗ-469Б». Главный конструктор П.И. Музюкин определил для этой
работы меня как ведущего конструктора по модернизации автомобилей и ведущих исполнителей – от конструкторского бюро двигателей С.С. Кривомазова и от конструкторского бюро кузовов Е.Я. Старостина.
По итогам работы (разработка КД, изготовление и испытание опытных образцов) было принято решение о целесообразности проведения лишь частичной модернизации, в ходе которой были использованы:
- усиленные ведущие мосты (передний с механизмом отключения колес и более эффективными колесными тормозами), унифицированные с моделями «УАЗ-451М» и «УАЗ-452»; - глушитель новой конструкции
с большим сроком службы и сниженной шумностью выхлопа; - тенты кузовов с увеличенным остеклением – задние окна увеличенного размера, а у «ГАЗ-69-68», кроме того, по два дополнительных боковых окна
на каждой стороне; - фары с улучшенными светотехническими данными; - выключатель массы (аккумулятор) в системе электрооборудования. От планировавшейся установки более мощного верхнеклапанного двигателя и 4-скоростной коробки передач моделей «УАЗ- 451М» пришлось отказаться, так как это требовало больших изменений кузова и шасси. Со второго полугодия 1970 года Ульяновский автозавод параллельно с автомобилями «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» начал выпускать их модернизированные варианты, которым было присвоено обозначение «ГАЗ- 69-68» и «ГАЗ-69А-68» (модели 1968 года).
С 1971 года выпускались только эти модели, вплоть до снятия их с производства в декабре 1972 года
и замены новым семейством автомобилей «УАЗ-469». Они были первым полноприводным семейством, освоенным УАЗом. Их окрашивали преимущественно в зеленый цвет. Зеленые «Труженики» – автомобили, заслуженно ставшие легендарными на просторах нашей страны, выпускались 20 лет, из них 18 лет – на Ульяновском автозаводе. Легковой «ГАЗ-69А» в народе еще почтительно называли «Аннушкой».

Из-за якобы недостаточной мощности двигателя одна из индонезийских газет оригинально прокомментировала: «Говорят, - что русский джип слаб. Однако это не так. Однажды на дороге он столкнулся с грузовиком, в результате чего они не могли долго разъехаться. В итоге джип столкнул грузовик в сточную канаву, а сам продолжил двигаться по дороге»

Алексей Винокуров, ведущий конструктор УАЗ с 1956 по 2001 год

http://life.uaz.ru/upload/iblock/1a1/1a ... efde17.pdf


клуб "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Неудача не делает человека неудачником. Попытка делает его победителем.

Ответить

Вернуться в «новости прессы, вопросы покупки.»