Дефицит остроты рулевого управления

Ответить
  • Реклама

Аватара пользователя
СТО Ваксойл-Сервис
Партнёр
Партнёр
Сообщения: 172
Откуда: Бийск, Алтайский край
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Дефицит остроты рулевого управления

Непрочитанное сообщение СТО Ваксойл-Сервис » 01 дек 2016, 08:39

Никто не станет спорить с истиной - все автомобили УАЗ имеют армейские корни. Первые конструкторы этих автомобилей вряд ли могли предвидеть, что в будущем эти машины будут носиться по дорогам общего пользования со скоростями под сотню километров в час, а то и более... Возможно поэтому конструкция рулевого управления автомобиля больше рассчитана на жесткое внедорожье, нежели для асфальта. И очень многие, выезжая на УАЗике, в том числе и на современных Патриотах, на асфальт испытывают определенный дискомфорт от поведения автомобиля. Скажем так, ощущается острый дефицит остроты. Говоря другими словами, создается ощущение, что автомобиль живет какой-то своей жизнью, а водитель с рулем - своей. По долгу службы нам приходится бороться с этим "раздвоением". Самыми действенными способами улучшения курсовой устойчивости, мы считаем увеличение продольного угла наклона оси шкворней до 8-10 градусов и точную регулировку элементов рулевого управления. Эти способы показаны в наших фильмах.
То есть с вопросами курсовой устойчивости нам приходится сталкиваться практически ежедневно. Кроме этого, сам являясь владельцем Патриота, с указанными проблемами сталкиваюсь в процессе его эксплуатации. Сразу после покупки машины была проведена дополнительная регулировка ГУРа, изменен кастор на +8 градусов, установлен промежуточный рулевой вал с демфером и опорным подшипником, фиксаторы сайлентблоков. Поведением автомобиля на трассе был более чем доволен, в одни руки, без особого переутомления, он позволял преодолеть в сутки около 1 500 километров на даже перегруженных фурами сибирских трассах. А вот при последней поездке в Москву, мы со штурманом неожиданно испытали проблемы. При переходе через Урал в ночное время за рулем оказался штурман, который по утру, при передаче руля, выглядел достаточно утомленным. Стал выяснять причину, оказалось, что на узкой дороге, на которой с трудом разъезжаются две фуры, для придания Патриоту заданной траектории движения при обгонах и разъездах со встречными фурами, приходилось прикладывать дополнительные усилия, которые, в конечном счете, и привели к повышенному утомлению. Про стрессовую ситуацию, в которую попадал при каждом обгоне, он умолчал, но зная характер своего штурмана, понимал, что это молчание ему далось с трудом.

Первым делом, хотели уменьшить люфт рулевого управления, вращая регулировочный винт. Но наступило утро и проблемы растворились с первыми лучами солнца. Весь оставшийся путь, почти 5 000 километров, проблем не испытывали, но мысль, о потере комфортной управляемости, в голове засела и практически сразу по приезду, взялись выяснять причину.
Поскольку главным виновником был назначен ГУР, основные действующие лица собрались именно вокруг него.
Изображение

Для начала проверили свободные перемещения входного рулевого вала и сошки рулевого вала. С этой целью на входной вал с помощью магнитика была закреплена металлическая стрелка, а с центром вала был совмещен банальный школьный транспортир.
Изображение

В торец сошки прижата ножка стрелочного индикатора. Измерения показали - люфт сошки 0,4 мм, радиальный люфт входного вала 4 градуса. При вращении сошки из крайнего положения в крайнее тактильно ощущались характерные прикусывания, словно вращение подшипника с изношенными роликами. Решили агрегат разобрать.
Изображение

Внутри оказался банальный металлический мусор. Шильдик от производителя и не предполагал высокой культуры изготовления со стороны производителя сего девайса. ГУРы Делфи, в этом плане, производили более приятные впечатления, но кризис, мать его за душу - завод вынужден минимизировать затраты, подыскивая уцененных поставщиков. Даже заводской ласточке умудрились придать характерный китайский прищур.
Изображение

Состояние зубчатых зацеплений тоже не айс, но каких-то дефектов, требующих немедленного вмешательства, обнаружено не было, поэтому после зачистки "внутренностей", агрегат был собран и подвергнут дополнительной регулировке.
Изображение

При этом, радиальный люфт пришлось оставить прежним, поскольку он необходим для корректной работы клапанного механизма, а люфт рулевой сошки был задан таким образом, чтобы при перемещениях отсутствовали заедания. Особенно при переходе через нулевую точку.
Изображение


Из удобств, предусмотренных производителем, можно отметить стрелку, показывающую нулевое положение ГУРа. Владельцам этих ГУРов для поиска нужной точки нет нужды вращать руль, считать обороты, достаточно просто совместить стрелку с приливом на корпусе ГУРа.
Изображение

Сразу после установки ГУРа на автомобиль, решили, на всякий случай, измерить управляющее усилие на поворотных кулаках. Для измерения используем обычный электронный безмен. Сейчас в магазинах полно разных динамометрических ключей со стрелочными индикаторами, но мы пользуемся проверенным дедовским способом - и денег стоит гуманных, и для юстировки достаточно подвесить к прибору гирьку. :D
Изображение

И здесь-то нас поджидала неожиданность. Замер на левом кулаке показал управляющее усилие 2 кгс*м...
Изображение

... а вот на правом 7,5 кгс*м. Прямое нарушение требований РЭ - усилие не должно превышать 2,5 кгс*м. Причина такого непорядка - лежала на поверхности: незадолго до поездки менялся рычаг поворотного кулака на усиленный, вместе с верхним шкворнем. Необходимость замены шкворня была вызвана отсутствием фрезерованного углубления под гайку шкворня и теперь нужен был шкворень с более длинной резьбовой частью. По какой-то непонятной причине зажимная втулка оказалась затянутой, а гайка шкворня нет. Отсюда и повышенное усилие необходимое для поворота кулака. Признаюсь, был неприятно удивлен, а пламенный взгляд штурмана, обращенный в мою сторону и описывать не возьмусь. При езде по городу и коротких вылазках на трассу, проблем мы не ощущали, а вот в дальней дороге они и повылазили. Но, как говорится, нет худа без добра, зато ГУР осмотрели, почистили и подрегулировали. Выехал на трассу - кайф! Рулевое было и до этого неплохим, но теперь и вовсе стало комфортным. Вместе с тем, определенный люфт в нулевой зоне все равно оставался. Не поленились, проехались по трассе и засняли видео для более внимательного изучения манипуляции рулем.
https://youtu.be/dcmu7-MPcVc

Суммарный люфт рулевого управления, измеренный на ободе рулевого колеса, показал 8 градусов на заглушенном автомобиле и 6 градусов на заведенном. Из них 4 градуса - это технологический люфт в клапанном механизме, который обойти невозможно и 2 градуса вносят люфты в рулевых наконечниках и карданных передачах. Возможно их и можно минимизировать каким-то образом, но, боюсь, что решающего значения они не окажут. Анализ видео показывает, что да, действительно, в нулевой зоне, при движении по прямой на трассе, водителю регулярно приходится корректировать движение автомобиля небольшими перемещениями рулевого колеса. Реакция потребителей на это может быть разной: кому-то это совершенно не мешает и к повышенной утомляемости за рулем не приводит, кто-то к этому относится нетерпимо и принимает все возможные и невозможные меры для устранения этих подруливаний, но что есть, то есть.

Решили сравнить с эталонным автомобилем - праворукой Тойотой, в идеальном состоянии, имеющей тот же пробег. И тоже засняли видео на том же самом участке, с той же скоростью и той же прокладкой между рулем и сиденьем. Можете посмотреть и сравнить.
https://youtu.be/yIjVCG7mXQU

Что касается лично меня - за рулем Патриота, ощущаю себя комфортнее. Возможно, сила привычки. Но из всего этого, позволю себе сделать вывод: рулевое управление Патриота, может и не идеальное, но в целом, позволяет эксплуатировать автомобиль не испытывая дискомфорта за рулем.


Ответим на любые вопросы по шкворням на УАЗовских мостах.

Аватара пользователя
СТО Ваксойл-Сервис
Партнёр
Партнёр
Сообщения: 172
Откуда: Бийск, Алтайский край
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Re: Дефицит остроты рулевого управления

Непрочитанное сообщение СТО Ваксойл-Сервис » 16 янв 2017, 10:54

Наличие "мертвой" зоны в нулевой точке продолжает нас волновать. В этот раз измерили суммарный люфт рулевого колеса. При незаведенном двигателе эта величина оказалась равной 11 градусам, при заведенном - 5 градусов. Методика замеров показана на фото.
К рулевому колесу приложен обычный ученический транспортир, на ободе колеса маркером установлена метка. Фиксация транспортира в заданном положении обеспечивается уровнем.
Изображение

Момент передачи управляющего усилия от руля на колесо отслеживаем с помощью стрелочного индикатора.
Изображение

Для нейтрализации трения между колесом и опорной поверхностью, колеса устанавливаем на специальные диски, аналогичные дискам "Грация".
Изображение

Только шарики в них покрупнее.
Изображение

Проведенные измерения показали, что к технологическому люфту величиной в 4 градуса, который присутствует на входном валу ГУРа и служит для корректной работы клапанного механизма прибавляется суммарный люфт других элементов рулевого управления в 1 градус - величина очень незначительная и борьба с ней может напомнить борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Отсюда, для себя делаем вывод: наличие небольшой "мертвой" зоны в нулевой точке в рулевом управлении Патриота заложено конструктивно и устранению не подлежит. Те владельцы автомобилей, кто к этому не может привыкнуть, могут поэкспериментировать с ГУРами других производителей. По моему, на ГУРах Delfi эта зона не так ярко выражена, как на ГУРах с подобной поднебесной маркировкой.
Изображение


Ответим на любые вопросы по шкворням на УАЗовских мостах.

Аватара пользователя
ТОТО
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 3096
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 125 раз
Поблагодарили: 203 раза
Контактная информация:

Re: Дефицит остроты рулевого управления

Непрочитанное сообщение ТОТО » 16 янв 2017, 14:22

Вот видимо неспроста мне стало казаться, что послерестайлинговый патр больше рыскает в 0й зоне чем предыдущий мой 2013 года... ГУР другой...



Ответить

Вернуться в «Офф-роуд, подготовка к путешествиям»