Страница 1 из 1

отчёт. Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 02 фев 2017, 09:47
pkv
Планирую c 17.02.2017 скататься по маршруту Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень. Далее попытаться пройти в сторону деревни Несь. Полюбоваться северной природой, колоритом поморских сел и ненецких оленеводов. Если кто хочет вторым экипажем/штурманом, то велкам.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 02 фев 2017, 10:28
pkv
Вот тут немного о дорожках:
по твердым:
https://www.drive2.ru/l/5756636/
по снегу:
https://www.drive2.ru/l/5002568/
http://www.off-road29.ru/forum/viewtopic.php?t=2416

Здесь вначале видео есть кусочек про дорожку за Мезенью:
https://youtu.be/MgkTpPtzKRU?t=375

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 16 фев 2017, 16:53
pkv
Поездка (как клубная, несколькими экипажами) отменена. Маршрут перенесен на следующий год. Разведка, вероятно, состоится.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 16 фев 2017, 17:43
pkv
Так, что начинаем подготовку к этому маршруту заново. :)kl:
Может быть найдутся в нашем клубе те кто имеет возможность и желание рискнуть.

Цель этой поездки: пересечь полярный круг по насту, по отсутствию какой бы то ни было дороги, даже технологического зимника, на слегка доработанной 4х4 колесной легковой машине. Только по направлению снегоходов и вездеходов.

Более общая цель: зимние поездки на машинах по труднодоступным местам нашего севера.

Возможность проезда по конкретно этому направлению подтверждается, как минимум, двумя случаями прохождения на внедорожниках по нему и далее в сторону Нарьян-Мара.

Для успешного прохождения, как мне видится, необходимо:
- Слаженный экипаж
- Если машина УАЗ Патриот, или сравнимая с ним массой, то колеса от 32-х, с резиной и дисками способными для длительной езды на низком (от 0.5 и ниже) давлении
- Запас топлива для бензиновых машин от 140 литров, для дизеля от 110
- Запасной аккумулятор
- Возможность приготовления еды в машине при низких температурах
- Спальник в машине

Ну, остальное перечислять не буду, там все как для обычных автономных путешествий от недели и более. И ни каких магазинов, отелей, воды из крана, только то что берем с собой или раздобудем в тундре. :)kl:

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 17 фев 2017, 09:04
Тбилисец
По-хорошему, резина там нужна примерно такая:

Изображение

Тогда большую часть проблем, с которым столкнулись ребята на УАЗе из видео, просто пройдут стороной.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 17 фев 2017, 10:19
Тбилисец
А вообще, конечно, съездить туда очень хочется. Еще в прошлом году читал вот этот http://travel.drom.ru/27486/?comment_id=5955565 материал и порывался тужа же отправиться, но не судьба была в тот раз. Жизнь, как всегда, внесла свои коррективы.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 17 фев 2017, 16:33
pkv
Тбилисец писал(а):По-хорошему, резина там нужна примерно такая:...
Ну, может. Хотя Ёлкин так не считает ;)kl:

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 23 фев 2017, 11:16
pkv
Разведка состоялась. Там классно!

Изображение

Изображение

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 23 фев 2017, 11:37
стас2776
[quote="pkv"]Разведка состоялась. Там классно!

Ждем отчет :clapping:zm:

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 25 фев 2017, 21:12
pkv
День 1.
Выехал около 10-ти. Поздно проснулся, потом пока заправил баки, канистры, пока подкачал колеса, время немного и потерял. Нагонял уже потом по вполне свободной дороге. До Вологды докатил легко. После повалил снег, темно, ночь. Скорость сильно упала. Стал искать стоянку. Ехать становилось труднее и уже начала сказываться усталость от дороги и подготовке к поездке. В рации услышал голос дальнобоев о поиске мест на ночевку, прокатил еще немного и увидел идущих спереди грузовиков которые сворачивали на стоянку. Повернул за ними и присоседился в сторонке рядом с газелью. Ужинаю разогревая остатки обеда и спать. За бортом где то -10. Двигатель решил заглушить. Все сон.

День 2.
Проснулся часов в 5-ть и завел мотор. В машине было чуть меньше нуля. Прогрелся и еще покемарил немного до 6-ти. В путь. Слякоть на дороге пропала еще задолго до подъезда до места ночевки. А утро порадовало ясным небом со звездами и морозным искрящимся снежком на дороге. Только по две серых полоски в каждом направлении. Так что не сильно разгоняюсь.

Изображение

Изображение

К повороту на Холмогоры подкатил уже к полудню. Свернул в сторону ледовой переправы через Северную Двину в сторону Усть Пинеги и встал полюбоваться природой и обилием снега. Заодно подспустил колеса. Так как далее путь будет идти по заснеженным грейдерам.

Изображение

Изображение

Дорога была очень хорошей, но разгоняться по ней особо не стоило, все же вся в укатанном снегу. Много закрытых от видимости поворотов с подъемами и спусками. И встречка шныряет весьма шустро, даже лесовозы. Пообедал после Пинеги. Вечерело. В темноте по зимней дороге ехалось нормально, контраст теней на белом хорошо очерчивал дорогу. Только при разъезде со встречкой приходилось уходить от центра к обочине. Но она тоже была хорошо очищена. Просто сбрасывал скорость, но т.к. трафик был никакой то приходилось это делать довольно редко и не утомляло. К Кимжам подкатил уже где-то к 9-ти. Подумал может удастся встать в гостевом доме. Читал о нем в интернете. И вправду хозяйка быстро нашлась. Поужинал остатками обеда и ее угощениями и уснул на полатях.

Изображение

День 3
Выехал пораньше так как договорился около 9-30 встретиться с Николаем, с которым познакомился в интернете. Прошел ледовую переправу через реку Мезень. Затем еще переправу через какую-то речушку и подъехал к городу Мезень. Позвонил Николаю и он вскоре подъехал.

https://youtu.be/ehBYniyHP3o


Заправляюсь и подъезжаю к началу снегоходки. Николай дает последние советы. Все, прощаемся, и я начинаю осторожно щупать дорожку которую оставила после себя ГТС-ка.

Изображение

https://youtu.be/eFW6A6RgOBI


Едется вполне прилично, перехожу на повышенную. Местами, когда след подзаметен, подтыкаю пониженную. Так и иду какое-то время и подъезжаю к реке Пыя. Осматриваюсь. Берега довольно крутые и высокие, противоположный берег с парой уступов, которые хорошо потом тряхнут машину. С другой стороны есть дерево для лебедки если что, а вот в обратную сторону деревья весьма далеко и без удлинителей не обойтись. Проскакиваю реку нормально. Вещи только трясутся.

https://youtu.be/76dkMqlGts8


Езда по следу ГТС-ки в тундре напоминает скачку. Местами ровнее, местами по шибче. Дальше — долгий перегон по ослепительно белому бесконечному пространству. День ясный, морозный, около -20-ти. Вокруг величие и царство Канинской тундры.

https://youtu.be/7hqfQxvjIVk


Подъезжаю к Козьмину перелеску или Харв-Паду. Священному Ненецкому месту. Завязываю памятную для меня ленточку на дереве, фотографирую и качу дальше.

Изображение

Изображение

Путь идет по бескрайнему снегу. Подъезжаю к реке Сёмжа. Стоят снегоходы. Ненцы отдыхают. Общаемся. У этой реки тоже очень крутые и весьма высокие берега, как и у Пыи, но цепляться тут, если вдруг что пойдет не так, не особо есть за что. Только ходом. Прохожу нормально.

https://youtu.be/9PD6cK2HCj4


Через какое-то время решаю перейти со следа ГТС-ки на след снегоходов, попробовать проехать по нему. Между ними расстояние, то метров 10-ть, а то и пару сотен. Перехожу по целине довольно легко. Иду какое-то время по снегоходке, затем след становится уже и я начинаю валиться на одну сторону, сдаю немного назад и пытаюсь опять выскочить на ГТС-кин след. Подсаживаюсь слегка на выходе. Делая правильно раскачку, вероятно, случайно, т.к. не нервничаю и мне кажется, что я поеду по насту без проблем, выхожу на след ГТС-ки, освобождаюсь от снежного плена.

https://youtu.be/6j6GmR4C56c


Решаю что достаточно. Все же один тут. Всяко везенье может и кончится. Становится понятно, что если идти по следу ГТС-ки, то, скорее всего, буду через несколько часов в Неси. Если идти по следу снегоходки, то это займет, вероятно, на пару часов больше. Конечно, очень хочется пересечь полярный круг и доехать до Неси, но удалось перебороть себя. Ведь это не было целью. Хотелось разведать, понять, как это ехать по тундре по насту. Принимаю решение возвращаться в Мезень и пробовать там, а не чёрти-где посередине тундры. А в Несь обязательно еще вернусь, но уже в другом составе, хотябы со штурманом и желательно еще с другими экипажами. Но, надо еще развернуться на довольно узком следу. А это съезжать со следа на девственный наст. Потихоньку начинаю натаптывать. Проваливаюсь и проваливаюсь сильно, очень сильно. Делаю все неправильно, т.к. теперь осознал, что может быть полная жопа и встрять тут можно на пару дней пока не проедет какой-нибудь вездеход. Стал дергаться. Всё.

Изображение

Изображение

Никакие иные грунтовые навыки езды, тут не помогают. Только раскачка, правильная раскачка. Заставить себя делать её как надо — противоестественно и желание выскочить подталкивает коснуться педали газа. Нет не коснуться, а вдавить ее в пол и выскочить оттуда. Но это обман. Тут надо другое. Тут надо забыть, что у тебя есть газ и тормоз. Откапываю мосты. Подкидываю и трамбую наст под колеса. Одному рулить и проделывать это все довольно долго, каждый раз приходится выскакивать, осматривать и если надо, то повторять все снова и снова. Начинаю ругать себя понемногу за эксперимент по съезду со следа ГТС-ки. Ну, не за сам эксперимент, а за то что сделал его на полпути от Мезени к Неси. Естественно, связи тут сотовой никакой нет. Проезжают снегоходы, но когда пойдет ГТС-ка, да и пойдет ли еще вообще что-то способное меня вытянуть, не ясно. Надежд на это особо нету. О лебедке тут нет и речи. Потому вспоминая вычитанные советы Ёлкина пытаюсь раскачивать машину играя только сцеплением. Когда получается продвигаюсь вперед и наверх понемногу, когда ошибаюсь, опять лопата и копать.

https://youtu.be/TOgNb0ro8no


Весь уазик можно засадить по двери при неверных движениях и тогда выбираться будет на порядок сложнее. Так, что надо начинать учиться и учиться быстро. Наконец что-то начинает получаться. Разворачиваю все же машину в обратном направлении.

Изображение

https://youtu.be/kk6U-K6TzRw


Делаю перерыв. Отдыхаю. Ем яблоки, мандарины.

Изображение

Двигаюсь по следу слегка заметенному обратно. Прохожу нормально спуски и выходы из Сёмжи и Пыи. Проезжаю Харв-Пад. И уже к 16-ти вкатываю в Мезень.

Изображение

Встречаюсь с Николаем. Душевно сидим, ужинаем, разговариваем. Он рассказывает про жизнь тут, я про жизнь там. Всё спать.

День 4
Утро, мороз за -20-ть. Выезжаю опять за Мезень в ту же сторону, что ездил вчера. Но останавливаюсь в начале пути и пробую закрепить навыки езды по насту. Играю с давлением в колесах. Что-то получается, что-то нет. Выводы пока делать рано.

Изображение

Изображение

Возвращаюсь в Мезень, прощаюсь с Николаем и беру курс обратно.

Изображение

Изображение

Недоезжая до Пинеги вижу стоят Ненцы и чем-то торгуют, останавливаюсь, разговариваю и беру теплые, классные Пимы.

Изображение

Еду дальше. Где-то под Усть Пинегой лесовоз уходит с дороги и складывается. Но на колесах остается, т.к. был пустой. Спрашиваю все ли живы, водитель говорит, что все нормально. Подъезжает другой лесовоз. Еду дальше. Доезжаю довольно быстро до М8 форсируя Северную Двину по ледовой переправе и где-то на полпути до Вологды встаю на ночевку опять на дальнобойной стоянке. Ужинаю и сплю.

День 5
Возвращаюсь уже по слякотной дороге, где омывайка расходуется чуть ли не как бензин, а то ничего не видно, т.к. стекла вечно грязные, в Питер. Уже тоскую по Северу. Обязательно туда вернусь.

Окончание
Разведка состоялась. Открыл для себя новое направление и появился интерес к зимним поездкам. Думаю сюда еще вернуться, но уже с несколькими экипажами. Идти не транзитом через Вологду, а через Каргополь и не 5-ть дней, а дней 7-мь, 8-мь. Посмотреть там много чего есть по пути. Да и пересечь по тундре не на вездеходной технике полярный круг тоже мне кажется весьма увлекательным. Формат поездки думаю оставить прежний: ночевки в основном в машине, в самобытных гостевых домах, питание тоже в машине. Буду рад если кому то будет интересно это осуществить в следующем году.

Огромное спасибо kola29ru за радушный прием, AlexeyMochalov за трек и мастерской Дальний Кордон за помощь в подготовке машины.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 26 фев 2017, 08:55
Boni
Отличный отчёт, прочитал с удовольствием. Если ещё расстояния указал, было бы совсем здорово.
Не совсем понятно, удалось ли уверенно ехать по целине? Или нужны колёса другие? До поездки ты полагал, что там целина отличается от нашей, обнаружил разницу?

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 26 фев 2017, 10:30
pkv
На круг 3600 вышло. 3000 - асфальт, 500 - зимние дорожки, 100 - снегоходка.
Ушло 458 л. Cр. расход 12.7, по снегоходке 52.

По целине совсем плохо. Отличие снега от того что более морозно и ветрено бывает. Снег вообще сложная субстанция, гранулы, слои. Верхний наст, как я понял, чем далее на север тем плотнее. Но он тонкий в принципе все равно и неловким движением колес быстро разрушается, а под ним разное и плотный бывает и крупа и слои, слои.

Но, чтобы проверить все. Нужна вторая машина или хотя бы штурман. Ниже 0.4 давление попробовать к сожалению не удалось, побоялся. А идти может начинать и от 0.2. Но это уже не с китайскими тазиками. Тут надо хотя бы люминька с хорошим хампом.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 26 фев 2017, 12:48
Boni
pkv писал(а): хотя бы люминька с хорошим хампом.
С двумя хампами, а лучше с тайрлоками, не представляю счастья собирать колёса в тридцатиградусный мороз.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 27 фев 2017, 07:47
pkv
Виталий, ты не попутал хампы с бедлоками, надеюсь. ;)kl:
Не вижу проблем бортировать резину на хорошие хампы. У нормального JJ литья они намного лучше, чем у штампованных тазиков. И никаких таеров и прочей фигни, только бескамерка.

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 27 фев 2017, 15:26
Nebo
Безумству храбрых поем мы песню. Молодец! В одиночку осуществить такую поездку! Отчет хороший, спасибо! Вообще не страшно было просто разложиться в тундре?

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 27 фев 2017, 15:54
Boni
pkv писал(а):Виталий, ты не попутал хампы с бедлоками...
нет, я имел ввиду именно хампы, не на всех дисках их два
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ff2b ... a23-l&n=13

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 28 фев 2017, 07:00
pkv
Boni писал(а):... нет, я имел ввиду именно хампы, не на всех дисках их два
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ff2b ... a23-l&n=13
Да, это я и имел ввиду. Как я понял, ты тоже согласен, что это лучше, чем постоянно разбортироваться. :)kl:

Re: Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 28 фев 2017, 07:00
pkv
Nebo писал(а):Безумству храбрых поем мы песню. Молодец! В одиночку осуществить такую поездку! Отчет хороший, спасибо! Вообще не страшно было просто разложиться в тундре?
Рад, что понравилось. Да, было немного страшно. :)kl:
Но, готовился. Готовил машину, ну и рюкзак тоже.

Re: отчёт. Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 21 дек 2017, 16:08
dj_sap
Спасибо за отчёт.
Крайний Север - местность для меня родная: 17 лет жизни за Полярным кругом, поэтому обязательно съезжу, но не в этом году - машина ещё не будет готова.

Re: отчёт. Спб-Мирный-Холмогоры-Мезень

Добавлено: 11 янв 2018, 08:20
pkv
Вроде как в этом году собирается Шаталов на Канин Нос:

"Автомобильная экспедиция КАНИН НОС Зимнее первопрохождение. Автономная экспедиция на Канин Нос - мыс на северо-западе оконечности полуострова Канин, между Белым и Баренцевым морем в Ненецком АО "
http://www.red-offroad.ru/projects/kale ... 2018-godu/

Это примерно тоже направление. Канин Нос в отличие от других северных маршрутов еще никогда не был достигнут на колесной технике. Март с моей скромной точки зрения не самый лучший вариант. Стало теплее и февраль бы больше подошел. В прошлом году Шаталов и Мочалов собирались тоже в марте, но из-за оттепели и поломок Мочалова на его 60-м Патруле даже не начали пробовать:

http://amsrus.ru/2017/03/26/ekspeditsiy ... at-hvatit/