День 1.
Выехал около 10-ти. Поздно проснулся, потом пока заправил баки, канистры, пока подкачал колеса, время немного и потерял. Нагонял уже потом по вполне свободной дороге. До Вологды докатил легко. После повалил снег, темно, ночь. Скорость сильно упала. Стал искать стоянку. Ехать становилось труднее и уже начала сказываться усталость от дороги и подготовке к поездке. В рации услышал голос дальнобоев о поиске мест на ночевку, прокатил еще немного и увидел идущих спереди грузовиков которые сворачивали на стоянку. Повернул за ними и присоседился в сторонке рядом с газелью. Ужинаю разогревая остатки обеда и спать. За бортом где то -10. Двигатель решил заглушить. Все сон.
День 2.
Проснулся часов в 5-ть и завел мотор. В машине было чуть меньше нуля. Прогрелся и еще покемарил немного до 6-ти. В путь. Слякоть на дороге пропала еще задолго до подъезда до места ночевки. А утро порадовало ясным небом со звездами и морозным искрящимся снежком на дороге. Только по две серых полоски в каждом направлении. Так что не сильно разгоняюсь.
К повороту на Холмогоры подкатил уже к полудню. Свернул в сторону ледовой переправы через Северную Двину в сторону Усть Пинеги и встал полюбоваться природой и обилием снега. Заодно подспустил колеса. Так как далее путь будет идти по заснеженным грейдерам.
Дорога была очень хорошей, но разгоняться по ней особо не стоило, все же вся в укатанном снегу. Много закрытых от видимости поворотов с подъемами и спусками. И встречка шныряет весьма шустро, даже лесовозы. Пообедал после Пинеги. Вечерело. В темноте по зимней дороге ехалось нормально, контраст теней на белом хорошо очерчивал дорогу. Только при разъезде со встречкой приходилось уходить от центра к обочине. Но она тоже была хорошо очищена. Просто сбрасывал скорость, но т.к. трафик был никакой то приходилось это делать довольно редко и не утомляло. К Кимжам подкатил уже где-то к 9-ти. Подумал может удастся встать в гостевом доме. Читал о нем в интернете. И вправду хозяйка быстро нашлась. Поужинал остатками обеда и ее угощениями и уснул на полатях.
День 3
Выехал пораньше так как договорился около 9-30 встретиться с Николаем, с которым познакомился в интернете. Прошел ледовую переправу через реку Мезень. Затем еще переправу через какую-то речушку и подъехал к городу Мезень. Позвонил Николаю и он вскоре подъехал.
https://youtu.be/ehBYniyHP3o
Заправляюсь и подъезжаю к началу снегоходки. Николай дает последние советы. Все, прощаемся, и я начинаю осторожно щупать дорожку которую оставила после себя ГТС-ка.
https://youtu.be/eFW6A6RgOBI
Едется вполне прилично, перехожу на повышенную. Местами, когда след подзаметен, подтыкаю пониженную. Так и иду какое-то время и подъезжаю к реке Пыя. Осматриваюсь. Берега довольно крутые и высокие, противоположный берег с парой уступов, которые хорошо потом тряхнут машину. С другой стороны есть дерево для лебедки если что, а вот в обратную сторону деревья весьма далеко и без удлинителей не обойтись. Проскакиваю реку нормально. Вещи только трясутся.
https://youtu.be/76dkMqlGts8
Езда по следу ГТС-ки в тундре напоминает скачку. Местами ровнее, местами по шибче. Дальше — долгий перегон по ослепительно белому бесконечному пространству. День ясный, морозный, около -20-ти. Вокруг величие и царство Канинской тундры.
https://youtu.be/7hqfQxvjIVk
Подъезжаю к Козьмину перелеску или Харв-Паду. Священному Ненецкому месту. Завязываю памятную для меня ленточку на дереве, фотографирую и качу дальше.
Путь идет по бескрайнему снегу. Подъезжаю к реке Сёмжа. Стоят снегоходы. Ненцы отдыхают. Общаемся. У этой реки тоже очень крутые и весьма высокие берега, как и у Пыи, но цепляться тут, если вдруг что пойдет не так, не особо есть за что. Только ходом. Прохожу нормально.
https://youtu.be/9PD6cK2HCj4
Через какое-то время решаю перейти со следа ГТС-ки на след снегоходов, попробовать проехать по нему. Между ними расстояние, то метров 10-ть, а то и пару сотен. Перехожу по целине довольно легко. Иду какое-то время по снегоходке, затем след становится уже и я начинаю валиться на одну сторону, сдаю немного назад и пытаюсь опять выскочить на ГТС-кин след. Подсаживаюсь слегка на выходе. Делая правильно раскачку, вероятно, случайно, т.к. не нервничаю и мне кажется, что я поеду по насту без проблем, выхожу на след ГТС-ки, освобождаюсь от снежного плена.
https://youtu.be/6j6GmR4C56c
Решаю что достаточно. Все же один тут. Всяко везенье может и кончится. Становится понятно, что если идти по следу ГТС-ки, то, скорее всего, буду через несколько часов в Неси. Если идти по следу снегоходки, то это займет, вероятно, на пару часов больше. Конечно, очень хочется пересечь полярный круг и доехать до Неси, но удалось перебороть себя. Ведь это не было целью. Хотелось разведать, понять, как это ехать по тундре по насту. Принимаю решение возвращаться в Мезень и пробовать там, а не чёрти-где посередине тундры. А в Несь обязательно еще вернусь, но уже в другом составе, хотябы со штурманом и желательно еще с другими экипажами. Но, надо еще развернуться на довольно узком следу. А это съезжать со следа на девственный наст. Потихоньку начинаю натаптывать. Проваливаюсь и проваливаюсь сильно, очень сильно. Делаю все неправильно, т.к. теперь осознал, что может быть полная жопа и встрять тут можно на пару дней пока не проедет какой-нибудь вездеход. Стал дергаться. Всё.
Никакие иные грунтовые навыки езды, тут не помогают. Только раскачка, правильная раскачка. Заставить себя делать её как надо — противоестественно и желание выскочить подталкивает коснуться педали газа. Нет не коснуться, а вдавить ее в пол и выскочить оттуда. Но это обман. Тут надо другое. Тут надо забыть, что у тебя есть газ и тормоз. Откапываю мосты. Подкидываю и трамбую наст под колеса. Одному рулить и проделывать это все довольно долго, каждый раз приходится выскакивать, осматривать и если надо, то повторять все снова и снова. Начинаю ругать себя понемногу за эксперимент по съезду со следа ГТС-ки. Ну, не за сам эксперимент, а за то что сделал его на полпути от Мезени к Неси. Естественно, связи тут сотовой никакой нет. Проезжают снегоходы, но когда пойдет ГТС-ка, да и пойдет ли еще вообще что-то способное меня вытянуть, не ясно. Надежд на это особо нету. О лебедке тут нет и речи. Потому вспоминая вычитанные советы Ёлкина пытаюсь раскачивать машину играя только сцеплением. Когда получается продвигаюсь вперед и наверх понемногу, когда ошибаюсь, опять лопата и копать.
https://youtu.be/TOgNb0ro8no
Весь уазик можно засадить по двери при неверных движениях и тогда выбираться будет на порядок сложнее. Так, что надо начинать учиться и учиться быстро. Наконец что-то начинает получаться. Разворачиваю все же машину в обратном направлении.
https://youtu.be/kk6U-K6TzRw
Делаю перерыв. Отдыхаю. Ем яблоки, мандарины.
Двигаюсь по следу слегка заметенному обратно. Прохожу нормально спуски и выходы из Сёмжи и Пыи. Проезжаю Харв-Пад. И уже к 16-ти вкатываю в Мезень.
Встречаюсь с Николаем. Душевно сидим, ужинаем, разговариваем. Он рассказывает про жизнь тут, я про жизнь там. Всё спать.
День 4
Утро, мороз за -20-ть. Выезжаю опять за Мезень в ту же сторону, что ездил вчера. Но останавливаюсь в начале пути и пробую закрепить навыки езды по насту. Играю с давлением в колесах. Что-то получается, что-то нет. Выводы пока делать рано.
Возвращаюсь в Мезень, прощаюсь с Николаем и беру курс обратно.
Недоезжая до Пинеги вижу стоят Ненцы и чем-то торгуют, останавливаюсь, разговариваю и беру теплые, классные Пимы.
Еду дальше. Где-то под Усть Пинегой лесовоз уходит с дороги и складывается. Но на колесах остается, т.к. был пустой. Спрашиваю все ли живы, водитель говорит, что все нормально. Подъезжает другой лесовоз. Еду дальше. Доезжаю довольно быстро до М8 форсируя Северную Двину по ледовой переправе и где-то на полпути до Вологды встаю на ночевку опять на дальнобойной стоянке. Ужинаю и сплю.
День 5
Возвращаюсь уже по слякотной дороге, где омывайка расходуется чуть ли не как бензин, а то ничего не видно, т.к. стекла вечно грязные, в Питер. Уже тоскую по Северу. Обязательно туда вернусь.
Окончание
Разведка состоялась. Открыл для себя новое направление и появился интерес к зимним поездкам. Думаю сюда еще вернуться, но уже с несколькими экипажами. Идти не транзитом через Вологду, а через Каргополь и не 5-ть дней, а дней 7-мь, 8-мь. Посмотреть там много чего есть по пути. Да и пересечь по тундре не на вездеходной технике полярный круг тоже мне кажется весьма увлекательным. Формат поездки думаю оставить прежний: ночевки в основном в машине, в самобытных гостевых домах, питание тоже в машине. Буду рад если кому то будет интересно это осуществить в следующем году.
Огромное спасибо
kola29ru за радушный прием,
AlexeyMochalov за трек и мастерской
Дальний Кордон за помощь в подготовке машины.