Шимми, расколбас колёс, воблинг

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 28 сен 2012, 23:59

Вобблинг (англ. wobbling, wobble, «шимми», в народе — расколбас) — эффект возникновения на большой скорости нарастающих колебаний (~4-10Гц) переднего колеса мотоцикла, велосипеда или шасси самолета относительно курсового направления. Другое название — «шимми» — происходит от популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево.
Основная опора шасси предсерийного самолёта Як-42 с гидравлическим гасителем колебаний «шимми»

Вобблинг опасен тем, что возникает только на больших скоростях движения. Он требует немедленных действий от водителя и даже они не гарантируют успех. Самые опытные гонщики могут попасть в такую ситуацию, что регулярно наблюдается в соревнованиях на трассах шоссейно-кольцевых мотогонок. В авиации были случаи разрыва колёс и излома стоек шасси.

Подробней в контексте управления мотоциклом.

Вобблинг — это явление, когда рулевое колесо после отрыва от дорожного покрытия приземляется уже под некоторым углом относительно курса движения мотоцикла. При этом, в результате наклона вилки, возникает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону, что на относительно малых скоростях способствует сохранению равновесия и направления движения. Но если скорость значительно превышает расчётную, то при определённой массе мотоцикла импульс получается достаточно сильным, чтобы руль отклонился дальше, чем курсовое направление. Следует учесть, что в момент получения импульса, толкающего колесо в сторону, противоположную отклонению от курса, часть энергии уходит в амортизатор и в раму, что автоматически увеличивает следующий интервал времени отрыва колеса от дорожного полотна — когда рама и амортизатор отработают обратный ход и произойдёт переброс руля в противоположную сторону. В результате возникает положительная обратная связь, ведущая к нарастанию колебаний рулевого колеса относительно курса. Началом для такой реакции могут послужить: неровности дороги, состояние дорожного покрытия, качество протектора, динамика разгона и т. д.

Далее читай википедию
Последний раз редактировалось пользователем 1 мастер печник; всего редактировалось раз: 29


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 29 сен 2012, 00:04

Ссылка на видеоролик настоящего ШИММИ.
http://www.youtube.com/watch?v=vwiv23dLhMY


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 29 сен 2012, 00:07

От себя добавлю новости с полей за сегодня.

Ездил в СТО. Вместе с ребятами из этого СТО проверяли весь передок. Люфтов не нашли. Я присутствовал. Нашли интересное. Схождение в -5 мм. То есть колёсья в раскоряку. (прикольно, что два месяца назад в другом сто было схождение в норме)Ну тут у стоошников радость-вот она причина твоего ШИММИ. Сделали сход типа как рекомендует завод. Сегодня же поехал на дачу. Словил ШИММИ сразу, как выехал на кольцевую. Причём очень жёстко. Резюме-сход не является причиной ШИММИ. В подвеске нет ни люфтинки. Что делать не знаю. По теории Ваксойла надо ставить вкладыши дабы увеличить трение. Это мне понятно, но непонятно другое. Почему у многих нет ШИММИ при подшипниках. И почему у иномарок подшипниковые шкворня и нет шимми. далее вопрос почему есть ШИММИ у иномарок с подшипниковыми шкворнями??? Как ОНИ с ЭТИМ борются??? Почему у нас нет такого опыта ??? Короче как жить дальше. Нет желания ни лифтоваться, ни ставить большие колёса. Есть желание продать этот кирогаз. ПО-МО-ГИ-ТЕ!!!!!!!!!!!

Переношу тему из другого форума сюда. Может у кого то есть такая проблема.
Последний раз редактировалось пользователем 1 мастер печник; всего редактировалось раз: 29


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 29 сен 2012, 00:14

Моё мнение ИМХО:
1. Шимми это не неотбалансрованные колёса (проверено)
2. Шимми не зависит от люфтов в подвеске (проверено)
3. Шимми не зависит от схождения (проверено)
4. Шимми не зависит от жёсткости аммов (типа газовые или масляные или конченные (проверено)
5. Шимми больше, чем больше вылет дисков (шире дорожная колея (проверено)
6. Шимми не зависит от давления в шинах и разности давления в них.(проверено)
7. Шимми не зависит есть или нет стабилизатора поперечной устойчивости (проверено)
8. Шимми не зависит от того помыли вы диски после говнов или нет.(проверено)
9. Возможно Шимми зависит от преднатяга шкворневого узла (теория)
10. Шимми не зависит от рулевого демпфера (теория)
Последний раз редактировалось пользователем 1 мастер печник; всего редактировалось раз: 29


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
Skrap
www.uazpatriot.info
www.uazpatriot.info
Сообщения: 548
.: http://vk.com/skrap
Откуда: Питер +79214O236O7

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Skrap » 29 сен 2012, 00:17

У меня подшипниковые шкворня и нет шимми. Правда, кроме шкворней у меня еще и рулевой демпфер есть. И есть большие колеса. Попробуй поставить демпфер - авось поможет. А теория - дело такое...



Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 29 сен 2012, 00:32

Спасибо. Но у друзей нет демпфера принципиально и нет Шимми. По сему демпфер только улучшайзинг, но не устраняет проблему. Возможно уменьшает Шимми. Хочу разобраться в причинах и теории. Время есть. Правда оптимизьма уже нет.


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
Boni
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 12150
.: http://vk.com/boni29
Благодарил (а): 330 раз
Поблагодарили: 618 раз
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Boni » 29 сен 2012, 06:12

Всё-таки, имхо, где-то слабинка. Тоже долго искал, пока не выкинул на болтах крепления моста к клюшкам заводские гроверы. Как выяснилось, они раскололись. Поставил гроверы помощней, затянул с трубой (где-то пол-метровой). Год езжу нормально. А появился этот шимми сразу после установки подшипников. Панару тоже нужно тянуть хорошенько. Микролюфт в панаре мозги тоже выедал долго, пока не забил между панарой и кронштейном шайбу. Затянул и порядок. Ещё зависит от люфта подшипников ступицы. Что у меня сейчас происходит. Сегодня пойду затяну. Эти микролюфты суммируются и мешают жить. Чудес не бывает. На себе проверил. Бывают кривые руки. Наверное, может быть из-за кривого колеса. Но это у тебя написано наверху. Наверняка проверял. Ещё раз повторюсь. Не просто затягивай, а с большой и крепкой любовью затягивай :Dkl: . Про рулевые наконечники у тебя ничего не написано. Если слабенькие - одна из причин.


клуб "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Неудача не делает человека неудачником. Попытка делает его победителем.

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 29 сен 2012, 21:22

Рулевые наконечники у меня не уазовские родные, а необслуживаемые. Думаю, что лучше взад поставить с подтяжкой родные ибо есть трение. Эти болтаются, хотя люфтов нету.

Вот расскажу что сегодня делал ибо отдыхаю в выходные :Dkl:

1. Менял пружины
2. думаю протяну ка я подшипниковые шкворня. Сервисмэны наотрез отказались проверять затяжку. Сказали, что если люфта нет, то нечего их и тянуть ибо подшипниковые.
3. Открутил рулевую тягу. Проверил вращение узла. трения ноль. Люфта нет, но кулак болтается реально. Никакого сопротивления.
4. Попробовал отрегулировать шкворня сам. Ключа динамометр. нет. Открутил нижнюю шкворню. Трубой подтянул шкворень. трение появилось. Контареком (кантером, безменом) проверил усилие на поворот. где то 2-4 кг. При затяге шкворневой гайки трение уменьшилось до 2 кг.
5. Эффект был следующий
Шимми практически не было. немного его было заметно при вьезде в ямки. Он запускался и угасал. Конесно это не проверка, но вот поеду с дачи в Питер и проверю, что получилось.
Пока итог такой. Сборку узлов нужно производить грамотно, а не типа на глазок. Либо иметь огромный опыт. Устанавливая шкворни нужно выполнить преднатяг иначе кулак будет болтаться не имея люфов. Конечно мой эксперимент выполнен не на должном уровне, но начало положено. Буду работать дальше. Уж не хочется продавать да и предавать уаз.

Интерисуют следующие вопросы. Кто может помогите.

Хочется найти работу Келдыша по автоколебаним. Что работа была проведена и он получил сталинскую премию есть, но как найти саму работу? Работа даст ответы по борьбе с Шимми.


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
denkiller
www.uazpatriot.info
www.uazpatriot.info
Сообщения: 349

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение denkiller » 29 сен 2012, 22:34

самый жуткий шимми при ослаблении тяги понара... ох там и колбасит...



Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 30 сен 2012, 10:26

denkiller писал(а):самый жуткий шимми при ослаблении тяги понара... ох там и колбасит...
Смотрел, тянул. Рекомендуют затягивать сайленты при стоячей машине, но в СТО всегда тянут на подьёмнике.Как это сказывается на сайлентах???


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
Zmei
Клуб "УАЗ-Патриот. Воронеж"
Сообщения: 1965
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Zmei » 02 окт 2012, 07:26

На сайлентах никак!! Подшипники в шкворнях практически неподтягиваются проверено и не раз если был люфт то он появится!! Давно меняли сами шкворни??? Поменяйте обязательно наконечники!! И ещё снимите с сошки рулевой наконечник и подёргайте рукой за сошку, там тоже могут быть нехилые люфты! Ещё один момент корявенькие ручонки сервисменов могли как нибудь не дотянуть сайленты, вследствии чего болты раздолбали элипс в местах крепления, так вот после этого тяни их не тяни всё равно будет болтаться немного, но на шимми это влияет косвенно но может


Изображение
крошка сын к отцу пришел,и спросила кроха:что такое хорошо?что такое плохо? и ответил не стыдясь,батя подбоченясь:джип,сынуля - благодать,пузотерка - ересь!

Аватара пользователя
Boni
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 12150
.: http://vk.com/boni29
Благодарил (а): 330 раз
Поблагодарили: 618 раз
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Boni » 02 окт 2012, 07:31

Кстати да! Я же тоже сошку регулировал, люфт был, раздражал стук в руль.


клуб "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Неудача не делает человека неудачником. Попытка делает его победителем.

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 02 окт 2012, 23:37

Спасибо. Нет у меня стуков нигде.
Но подшипники (шкворней) я протянул, и нехило. Кулак болтался (я писал выше) теперь ходит с преднатяном. Правильно это или нет для подшипникового шкворня я не знаю, но ШИММИ практически нет. Чуть-чуть чувствую. Если б не знал что это такое, то и бы не выявил. Люфтов в шкворнях у меня нет. По крайней мере я не знаю как их выяавить. Дёргал, крутил, вертел, монтировками и т.д.

Пока у меня про ШИММИ несколько другая теория. Причём не только у меня. Читал как пост одного чела. Понравилось. То же, что и я думаю, но это потом. когда закончатся мытарства и эксперименты.

Да , кстати, подскажите, как сошку с правого кулака снимать? Блин колбасил молотком 1000 грамм. Хоть бы что. Может хитрость какая то есть. Боялся, что лопнет. Как домой потом ехать?

Да и хочу сказать то что многие путают ШИММИ и болтание колёс по иным от ШИММИ причинам. Типа плохой балансировки, люфтов и т.д. ИМХО


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 03 окт 2012, 00:14

Ди и на всякий случай вопрос к комрадам уазоводам.

Если я ставлю проставку между рессорой и рамой (под серьгу) на сколько поднимается авто?

1. На высоту равную высоте проставки? (Прошу обосновать) :ugeek:kl:
2. На 50 % от высоты проставки? (Прошу обосновать) :ugeek:kl:


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
Boni
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 12150
.: http://vk.com/boni29
Благодарил (а): 330 раз
Поблагодарили: 618 раз
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Boni » 03 окт 2012, 06:46

Представим велосипед, поставленый "на попа". Если подшипники затянуты как нужно, то при раскручивании колеса ничего не происходит.
Если же ослабить подшипники ступицы до появления небольшого люфта, при раскручивании колеса до определённых оборотов, появляется пресловутый шимми.
В схеме нет моста, нет клюшек, сайлентблоков, подрессореной вилки, рулевых наконечников и сошки... Ничего лишнего. Только колесо и ступица. И шимми появляется. Правда есть ещё несбалансированость колеса. Но все эти факторы либо сдерживают запуск процесса шимми, и гасят колебания, либо наоборот, запускают этот процесс.
В сухом остатке остаётся ступица и шкворни.
Это моя личная версия, она не претендует на нобелевскую премию :Dkl: .

ПС.
Варианты, когда в колебаниях участвует весь мост, наверное нужно называть по другому.


клуб "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Неудача не делает человека неудачником. Попытка делает его победителем.

Аватара пользователя
Костянчег
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 2290
.: http://vk.com/id273742sdfghjkl
Откуда: Санкт-Петербург, Веселый поселок
Благодарил (а): 66 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Костянчег » 03 окт 2012, 07:25

Чтоб почти на совсем избавится от шимми, надо кастор валить и руль возвращаться в ноль будет лучше. Короче это офигенный выход, но дорогой=(


8-921-777-19-29
Изображение

Аватара пользователя
Zmei
Клуб "УАЗ-Патриот. Воронеж"
Сообщения: 1965
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Zmei » 03 окт 2012, 10:01

мастер печник писал(а):Спасибо. Нет у меня стуков нигде.
Но подшипники (шкворней) я протянул, и нехило. Кулак болтался (я писал выше) теперь ходит с преднатяном. Правильно это или нет для подшипникового шкворня я не знаю, но ШИММИ практически нет. Чуть-чуть чувствую. Если б не знал что это такое, то и бы не выявил. Люфтов в шкворнях у меня нет. По крайней мере я не знаю как их выяавить. Дёргал, крутил, вертел, монтировками и т.д.

Пока у меня про ШИММИ несколько другая теория. Причём не только у меня. Читал как пост одного чела. Понравилось. То же, что и я думаю, но это потом. когда закончатся мытарства и эксперименты.

Да , кстати, подскажите, как сошку с правого кулака снимать? Блин колбасил молотком 1000 грамм. Хоть бы что. Может хитрость какая то есть. Боялся, что лопнет. Как домой потом ехать?

Да и хочу сказать то что многие путают ШИММИ и болтание колёс по иным от ШИММИ причинам. Типа плохой балансировки, люфтов и т.д. ИМХО
Лично моё мнение менять надо подшипники в шкворнях, подтягивали мы на одной машине у него тоже люфтило потом опять начало через неделю, а тянуть то уже и некуда! Взяли ремкомплект поменяли пальцы подшипники и всё норм ужо пол года как!


Изображение
крошка сын к отцу пришел,и спросила кроха:что такое хорошо?что такое плохо? и ответил не стыдясь,батя подбоченясь:джип,сынуля - благодать,пузотерка - ересь!

Аватара пользователя
Zmei
Клуб "УАЗ-Патриот. Воронеж"
Сообщения: 1965
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение Zmei » 03 окт 2012, 10:03

по поводу рычага там втулки цанговые разрезные стоят попробуй отвертку в разрез вставь и постучи молотком, ещё их надо заквасить вдэхой прикипают они знатно!


Изображение
крошка сын к отцу пришел,и спросила кроха:что такое хорошо?что такое плохо? и ответил не стыдясь,батя подбоченясь:джип,сынуля - благодать,пузотерка - ересь!

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 03 окт 2012, 11:53

Zmei писал(а):по поводу рычага там втулки цанговые разрезные стоят попробуй отвертку в разрез вставь и постучи молотком, ещё их надо заквасить вдэхой прикипают они знатно!

Вот вот! Что то я там такое заметил типа разрезанных втулок, да же отвёртку пихал. То есть нахаляву не снять?


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Аватара пользователя
мастер печник
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
участник клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 749
Откуда: Санкт-Петербург город модниц и мух
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Шимми, расколбас колёс, воблинг

Непрочитанное сообщение мастер печник » 03 окт 2012, 11:56

"Лично моё мнение менять надо подшипники в шкворнях, подтягивали мы на одной машине у него тоже люфтило потом опять начало через неделю, а тянуть то уже и некуда! Взяли ремкомплект поменяли пальцы подшипники и всё норм ужо пол года как!"

Подчёркиваю у меня не то же. Не люфтило, а ровно крутилось без люфтов. Проверялся в двух СТО и сам дёргал и тянул. Кулак болтался, это имеется ввиду вправо влево, а не верх вниз!!! А вот то что я мог перетянуть подшипники, вполне возможно. Но тут уж лучше без шимми, чем с ним.


Человеку дана совесть для того, что бы Бог не отвлекался по мелочам "С"
Пробег 110 000 км
http://kaminteplo.ru/

Ответить

Вернуться в «Подвеска»