история, география, интересные места Архангельской области

Alexei
Партнёр
Партнёр
Сообщения: 624

Re: хай, Джек-как дела (наша флудилка)

Непрочитанное сообщение Alexei » 05 фев 2014, 16:05

Уже перерыл кучу информации, но по сути не дошел еще и до половины, уже сантиметровая пыль на ушах от фолиантов :Dkl: В продолжение этой детективной истории, в которой главным персонажем является макет фрегата "Диана", который изготовлен в 19 веке и такие модели обычно делали перед закладкой судна на стапеле, хочется докопаться, когда эта модель сделана, в первой половине или в середине 19 века. Тогда и разночтения в разных публикациях станут понятны...Но боюсь появятся новые вопросы :?kl:
Изображение

Изображение



Аватара пользователя
Андрей28
Клуб "УАЗ-Патриот. Калуга"
Клуб "УАЗ-Патриот. Калуга"
Сообщения: 1826
.: http://vk.com/an.xxviii
Откуда: Калуга
Контактная информация:

Re: хай, Джек-как дела (наша флудилка)

Непрочитанное сообщение Андрей28 » 06 фев 2014, 06:23

Источник: Чернышев А.А. - Российский парусный флот. т.- 1 - 1997г

ДИАНА. Заложен на Солом-
бальской верфи 21.5.1851. Строи-
тель Ф.Т. Загуляев. Спущен
19.5.1852, вошел в состав БФ.
2050 т; 52,8 меж. перп. (54,9 по
опер-деку)х13,6x4,3 м; 52 ор.
(30 24-фн пушек и 22 24-фн кар-
ронады); 443 человека.
Строился по чертежам ФР
«Паллада». Последний парусный
фрегат Российского флота.
В 6—7.1852 перешел из Архан-
гельска в Кронштадт. Летом 1853
с эскадрой находился в практиче-
ском плавании в Финском зал.,
затем был поставлен в док для
осмотра и установки опреснителя.
4.10.1853 вышел из Кронштадта
на Дальний Восток по маршруту
Копенгаген — пр-в Ла-Манш (в
пролив вошел с заряженными ору-
диями) — о-в Мадейра — порт
Сан-Себастьян на о-ве Гомера
(Канарские о-ва) — Рио-де-Жа-
нейро — м. Горн — порт Вальпа-
раисо — Гонолулу и 11.7.1854
прибыл в зал. Де-Кастри, где на-
ходился отряд вице-адмирала гра-
фа Е.В. Путятина. В 9.1854 вы-
шел в Японию, чтобы доставить
туда миссию графа Е.В. Путятина
для продолжения переговоров. По-
сетил порты Хакодате, Осака, Када.
22.11.1854 пришел в порт Симода,
где погиб 7.1.1855 во время зем-
летрясения. Экипаж был спасен.
Командир, 8 офицеров и 150 мат-
росов доставлены на Камчатку на
американской шхуне. Е.В. Путя-
тин, 8 офицеров и 40 матросов
достигли Амура на построенной
экипажем фрегата шхуне «Хеда».
Остальные члены экипажа (10 офи-
церов и 275 матросов) вышли в море
на торговом судне, но у о-ва Сахалин
были взяты в плен английским па-
роходом.
Командиры: А.М. Кишкин (с
1852 по 8.1853), С.С. Лесовский
(с 4.9.1853 по 1855).
Вложения
D.jpg


Если вы хотя бы иногда не решаете все выкинуть и начать заново - вы точно что-то делаете не так.
Забаню себя и отстану.
Карта погоды для флудилки

Alexei
Партнёр
Партнёр
Сообщения: 624

Re: хай, Джек-как дела (наша флудилка)

Непрочитанное сообщение Alexei » 06 фев 2014, 18:35

История фрегата "Диана" действительно очень интересная, тем более перекликается с историей Архангельска и хорошо, что имеет продолжение даже после трагической гибели фрегата

В 1855 году в Японию прибыли два русских фрегата – “Паллада” и “Диана”. На борту “Паллады” находилась дипломатическая миссия во главе с адмиралом Путятиным. Изображение Изображение Пока “Паллада” совершала дипломатический вояж в Нагасаки, матросы “Дианы” постепенно вошли в доверие к администрации и властям Симоды. Но “Диану” постигло несчастье. Она попала в цунами. Корабль был не пригоден к плаванию. Кстати, об этом есть роман Николая Задорнова (отец сатирика Михаила Задорнова) “Цунами”, где об этом очень интересно написано. . В результате удара цунами у «Дианы» были серьёзно повреждены киль и днище.

Ремонт «Дианы» в Симоде был невозможен, поэтому Путятин принимает решение отремонтировать фрегат на противоположной стороне полуострова Идзу в бухте Хэда. Во время буксировки «Дианы» она попадает в шторм, фрегат начинает наполняться водой, поэтому 500 членам команды приходится покинуть судно и добираться до Хэды по суше. «Диана» не смогла пережить шторм – она терпит крушение и тонет в заливе Суруга.
Несмотря на все трудности, Путятин не отчаивается – он просит у сёгунского правительства разрешения на постройку в бухте Хэда нового корабля.Среди спасённых с фрегата “Диана” документов находился комплект чертежей шхуны. Это сравнительно небольшой и несложный по конструкции корабль. А для того, чтобы ускорить строительство, наняли японских мастеровых, которые на ходу осваивали опыт русского судостроения. Кроме плоскодонок японцы никаких судов не строили.Шхуна для замены «Дианы» была построена всего за 2 месяца и стала первым парусным судном западного типа, построенным в Японии. Изображение Построенную шхуну назвали “Хеда” в честь бухты, где она строилась.Когда “Хеда” пришла в Петропавловск, то выяснилось, что русская эскадра ушла в район Татарского пролива. Туда и отправилась “Хеда”. В пути её обнаружили вражеские корабли и начали преследование, но догнать не смогли. После окончания Крымской войны и ратификации русско-японского договора, “Хеда” ушла в Японию и 25 ноября 1856 года была подарена японскому правительству. На месте постройки шхуны в Японии существует музей, где можно увидеть макеты “Дианы” и “Хеды”.
Изображение Изображение ИзображениеЯкорь фрегата «Диана» в порту Хэда
Вот ещё информация, если кому интересно http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... l?id=11836
Небольшой документальный фильм http://www.youtube.com/watch?v=Trl7zNwu ... 0&index=18



Alexei
Партнёр
Партнёр
Сообщения: 624

Re: хай, Джек-как дела (наша флудилка)

Непрочитанное сообщение Alexei » 06 фев 2014, 19:20

И как эпилог-напрашивается вывод, благодаря последнему фрегату, построенного в Архангельске на Соломбальских верфях, в Японии впервые было построено парусное судно западного типа :)kl:



Аватара пользователя
SerSt
Клуб "УАЗ-Патриот. Архангельск"
Сообщения: 1098
Откуда: Архангельск
Контактная информация:

Re: история, география, интересные места Архангельской облас

Непрочитанное сообщение SerSt » 10 фев 2014, 13:42

Даааа, история кораблей это интересно, в школе с переездом забросил судомодельный кружок, а ведь сколько по соревнованиям ездил по стране( класс гражданские судна - прямоходные). Построил мдк с ноля испытали в 11 школе, но на соревнования не успел. Сейчас для архива скачиваю мало ли снова начну, но я все более современные и управляемые


Главное в экстримальном отдыхе - вовремя заметить, когда заканчивается экстрим и начинается п*здец.

Аватара пользователя
Nebo
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
член клуба "УАЗ ПАТРИОТ Санкт-Петербург"
Сообщения: 1286
Откуда: Санкт-Петербург пр.Просвещения +79219629304
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 35 раз
Контактная информация:

Re: история, география, интересные места Архангельской облас

Непрочитанное сообщение Nebo » 28 сен 2015, 13:15

Закину сюда тоже историю, географию и интересные места Архангельской области:
http://uazpatriot.info/forum_uaz/viewto ... 145&t=3063


Изображение
Кто смотрит под ноги, тот не видит небо.

Аватара пользователя
Lykich
Клуб "УАЗ-Патриот. Архангельск"
Сообщения: 1773
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 8 раз

Re: история, география, интересные места Архангельской облас

Непрочитанное сообщение Lykich » 10 окт 2015, 12:25

Кинохроника Архангельска 1919г.
phpBB [media]

История из Советских времен
phpBB [media]


Если хочешь добраться быстро-ступай один,
если хочешь добраться далеко-ступай вместе (с)

Аватара пользователя
Lykich
Клуб "УАЗ-Патриот. Архангельск"
Сообщения: 1773
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 8 раз

Re: история, география, интересные места Архангельской облас

Непрочитанное сообщение Lykich » 21 май 2016, 22:33

Был вчера по работе в одном из интересных мест Арх. области... ;)kl:

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Если хочешь добраться быстро-ступай один,
если хочешь добраться далеко-ступай вместе (с)

Аватара пользователя
Lykich
Клуб "УАЗ-Патриот. Архангельск"
Сообщения: 1773
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 8 раз

Re: история, география, интересные места Архангельской области

Непрочитанное сообщение Lykich » 08 ноя 2017, 21:29

phpBB [media]


Если хочешь добраться быстро-ступай один,
если хочешь добраться далеко-ступай вместе (с)

Аватара пользователя
Lykich
Клуб "УАЗ-Патриот. Архангельск"
Сообщения: 1773
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 8 раз

Re: история, география, интересные места Архангельской области

Непрочитанное сообщение Lykich » 06 апр 2018, 22:57

"Зачинатели российского лесопиления - Купцы гостиной сотни Баженины

Долгое время северное лесопиление существовало как подсобное производство на судостроительных верфях. Первыми в России, кто сумел превратить эту отрасль в самостоятельный вид промышленности, были холмогорские купцы Баженины.


Постараемся хотя бы кратко напомнить читателям о жизни и деяниях некоторых представителей этой знаменитой фамилии.

По преданию, род Бажениных вёл своё происхождение от новгородца Симеона, бежавшего на Север в 1570 году после жестокого погрома Новгорода Иваном Грозным. Сын Симеона Фёдор и внук Кирилл посвятили себя служению церкви. Первый был даже одно время игуменом Архангельского монастыря (под именем Филарета), а Кирилл исполнял обязанности дьякона Преображенского собора в Холмогорах, некоторое время служил в Московской придворной церкви. На склоне лет он вернулся на родину, в Холмогоры.

Предпринимательским делом в роду Бажениных первым занялся Андрей Кириллович (родился в 1640 году). Он достиг заметных успехов в своей деятельности. Удачному бизнесу его в немалой степени способствовала выгодная женитьба на дочери местного предпринимателя Григория Попова, отдавшего за ней в качестве приданого деревню Вавчугу, расположенную в 83 верстах от Архангельска и в 13-ти - от Холмогор. Здесь издавна существовала мукомольная мельница, сооружённая стрельцами. Потомок новгородца занялся торговыми делами и стал известным на Севере купцом.

Всероссийская слава удачливых предпринимателей связана с именами сыновей Андрея Кирилловича - Осипа и Фёдора. Эти люди явились подлинными новаторами, сумевшими решить две принципиально важные задачи общегосударствен-ного значения: соорудить первое в России частное лесопильное заведение и основать свою судостроительную верфь.

Как сообщали позднее в своей челобитной от 26 января 1700 года Осип и Фёдор Баженины, получив наследство, силами местных крестьян "в родовой вотчине в деревне Вавчуге построили с немецкого образца водяную пильную мельницу", на которой "тес разтирали, и к Архангельскому городу привозили и продавали и за море отпускали".

Решение этой проблемы происходило в необычной ситуации. Суть её состояла не только в сложности сооружения мельницы, но и в появлении влиятельных конкурентов. Так, в 1692 году переводчик посольского приказа Андрей Крафт получил двадцатилетние привилегии на устройство в России пильных заводов. Усмотрев в Бажениных конкурентов, он обратился к царю с жалобой о нарушении привилегии.

Пётр I посмотрел на дело иначе. Выяснив, что мельницы Бажениных существовали ещё до 1692 года, он 10 февраля 1693 года дал на имя Осипа Баженина жалованную грамоту, в которой указал: "мельницами в Двинском уезде, в старинной его деревне Вавчуге построенными и заводами владеть, а на тех мельницах хлебные запасы и лес растирать и продавать в Холмогорах и у Архангельска города русским людям и иноземцам, а с отпускаемых в море досок платить пошлины по 26 алтын по 4 деньги со 100 досок".

Судя по дошедшим описаниям, баженинские пильные мельницы представляли собой сложное по тем временам техническое сооружение. На них имелись пилы с подъёмными приспособлениями для распиловки брёвен на доски, ворот для подъёма древесины и многое другое.

Заметным толчком для расширения начатого дела стало посещение Вавчуги Петром I в 1693 и 1694 годах. Как писала газета "Архангельские губернские ведомости", царь во время первого посещения Вавчуги "в пылу увлечения к преднамеренному благу, забыв величие и важность царского сана, в беседе простой и откровенной со вниманием слушал разумных Бажениных, одобрял предположения и, со свойственным ему жаром, поощрял их на задуманное дело; при расставании же с ними дал им верное царское слово "исполнить их просьбу неотложно и с лихвою". Вскоре Пётр I даровал предприимчивым братьям ряд льгот, в частности разрешил вырубать ежегодно до 4000 годных для кораблестроения деревьев.

Баженины, получив щедрую льготу, не ограничились лесопилением, а начали многостороннюю деятельность. В течение короткого времени они соорудили парусный завод, кузницы, наладили производство канатов. 26 января 1700 года братья, чувствуя поддержку царя, обратились к нему с новой челобитной, испрашивая разрешения "у того своего заводу строить из тех досок корабли и яхты, для отпуску тех досок и иных русских товаров за море, дабы в нашей Великого Государя Державе то корабельное строение множилось".

Свой замысел братья обосновывали тем, что "за дорогим корабельным наймом" их лесопильное производство остановилось: "от городских ярмарок того тертого лесу за продажею остается многое число". Кроме того, Баженины обещали царю использовать свои корабли "для отвозу... государевой казны хлебных запасов и вина в Кольский острог и для посылки на море китовых и моржовых и иных зверей промыслов".

2 февраля 1700 года на свет появилась "Жалованная грамота гостям Бажениным на заведение пильной мельницы и корабельного строения". Документ получился чрезвычайно обстоятельным. В нём полностью изложено содержание челобитной Осипа и Фёдора Бажениных от 26 января 1700 года. Это была не только просьба, но по сути своей и обширный план действий холмогорских купцов. Программа "пришлась по душе царственному моряку".

Царское разрешение совпало со временем начала длительной войны со Швецией, когда возросла роль Архангельска, к которому потянулись иноземные корабли, когда в большом количестве потребовался строительный материал для укрепления торгового порта. Баженины в то время были первыми в лесопильном деле и не имели равных себе. В 1702 году, например, Осип Андреевич продал казне 3662 доски, или в 4,5 раза больше, чем его архангельский конкурент, иностранец Андрей Стейлс. Масштаб его сделок ярко характеризует сохранившаяся в приказных делах запись: "Гостиной сотни у Осипа Баженина тертого длинного и средней и меньшей меры лесу отпущено на Двинку и в Мурманское устье и взято на постройку мостов и пристаней многое число; да его ж тес брали Преображенского полку солдаты днём и ночью на постройку судов многое ж число".

Торговля с иностранными государствами на собственных судах была связана с большим риском. Баженины не раз терпели неудачи: теряли корабли, из-за погодных условий нередко портился товар, в особенности хлеб. Большой ущерб нормальному развитию торговли первопроходцев русской заморской торговли наносили каперы - морские пираты.

Так, первый корабль "Св. верховный апостол Андрей Первозванный", сооружённый на верфи Бажениных, был захвачен и ограблен французами. Второй - "Святой и славный пророк и креститель Господен Иоанн" - пропал без вести по пути в Голландию. В 1707 году их вновь постигла беда: по пути из Лондона в Архангельск корабль холмогорцев был захвачен французской эскадрой, а команда высажена на остров Кильдин. За короткий срок, таким образом, два корабля погибли, а два стали жертвами пиратов.

Фёдор Андреевич определил потери фирмы в 41200 рублей, справедливо отметив при этом, что братья "немалые свои пожитки истеряли".

Но купцы, усердно занимаясь лесопилением, не бросали внешнюю торговлю, пытались даже организовать "мореходные компании". В 1710 году, например, они отправляли хлеб вместе с Яковом Неклюдовым и каргопольским купцом Михаилом Марковым в "Дацкую землю". В 1715 году из Архангельска вместе с другими вышло в дальнее плавание пять кораблей холмогорцев.

Что же представляли собой корабли, сооружавшиеся на баженинской верфи? В 1702 году со стапелей купеческой верфи сошли два упомянутых выше первенца: "Св. верховный апостол Андрей Первозванный" и "Святой и славный пророк и креститель Господен Иоанн". Это были весьма внушительные торговые суда длиной более 130 футов и шириной 30 футов.

О значении этого события в отечественном кораблестроении свидетельствует тот факт, что Пётр Великий в июне 1702 года лично участвовал в спуске этих кораблей. А один из царских сподвижников выразил надежду на то, "чтоб лутче то строение ко обучению умножилось".

Умение вавчужских корабелов скоро по достоинству оценили иностранные фирмы. И Баженины стали строить корабли не только для собственных потребностей, но и для продажи как русским, так и иностранным купцам. За время существования Вавчужской верфи предприимчивые поморы спустили на воду до 120 торговых и промысловых кораблей грузоподъёмностью от 15 до 400 ластов: флейтов, галиотов, пинков, лихтеров и гукоров .

Пётр I, хорошо понимая важность для России начатого Бажениными дела, всячески отличал их и жаловал.

Одним из самых заметных продолжателей рода был Иван Никифорович (родился в 1733 году). Получив образование в Голландии, он владел иностранными языками, был не чужд литературных и художественных интересов. По семейным сведениям, после него остался альбом рисунков, писанных в 1755 году цветными карандашами, тушью и акварелью.

Длительное время Иван Баженин, как и его дед, был президентом архангельского магистрата. Подпись его значится первой среди подписей 185 архангельских купцов, поставленных под знаменитым "Наказом жителей города Архангельска в Екатерининскую законодательную комиссию". С его именем связано решение ряда важных общегородских и в особенности купеческих дел. В 1861 году в Архангельске умер внук Ивана Никифоровича Никифор Степанович, последний представитель мужского рода Бажениных. С его смертью прекратился и род Бажениных.

Многообразные сведения о деятельности Бажениных позволяют сделать некоторые выводы.

Безусловно, что главной заслугой зачинателей большого отечественного бизнеса на архангельской земле Осипа и Фёдора Бажениных явилось создание первого в России заведения для лесопильного производства и собственной частной судоверфи. Им же принадлежит честь первооткрывателей торговли с заморскими странами на своих кораблях.

Верно и то, что одной из основных причин их успешной предпринимательской деятельности, наряду с недюжинными организаторскими данными и энергией, явилась всемерная поддержка царя, пожалованные им щедрые льготы, которые позволяли купцам, несмотря на трудности и многие потери, безубыточно вести торговлю и сооружение морских судов.

На фоне общей истории как российского, так и архангельского купечества судьба рода Бажениных не является типичной. Российские купеческие династии продолжались, как правило, не более двух-трёх поколений.

И тем не менее, в определённом смысле в деятельности холмогорских предпринимателей прослеживается появление и быстрый рост наиболее даровитых деловых людей Поморья.

Документы позволяют проследить, как потомки неграмотных и полуграмотных крестьян постепенно приобщались к науке, знаниям в кораблестроении, иностранным языкам и к общественной деятельности. "

Евгений ОВСЯНКИН, почётный доктор Поморского университета имени М. В. Ломоносова.

Дата: 23 июля 2004 г.
Источник: Вести Архангельской области // Евгений ОВСЯНКИН


Если хочешь добраться быстро-ступай один,
если хочешь добраться далеко-ступай вместе (с)

Ответить

Вернуться в «Интересные места»